Развитие ребенка — это состояние непрерывного изменения
организма, когда появляются новые функции, осваиваются новые виды деятельности.
Это поступательный процесс, при котором неизбежно и закономерно количественные
изменения ведут к значимым качественным. Характерным для младшего школьного
возраста является незавершенность процессов развития, которая и определяет
специфику реакций детского организма на внешние воздействия.
Опорно-двигательный
аппарат у детей
в этом возрасте продолжает интенсивно формироваться. К 7 годам позвоночник
ребенка еще гибок и податлив, он почти целиком состоит из хрящевой ткани,
процессы окостенения не завершены, поэтому несоблюдение гигиенических условий
обучения, неправильная посадка, несоответствующие возрасту физические нагрузки
могут легко привести к микротравмам, что в свою очередь вызывает нарушение
процессов роста и развития костной системы, нарушение осанки. Это важно
учитывать при организации рабочего места ученика.
Рост различных частей тела происходит неравномерно
(конечности растут быстрее, чем туловище, изменения длины голени и предплечья
выражены сильнее, чем изменения длины бедра и плеча).
Темпы увеличения длины тела опережают темпы прироста его массы
до 8 лет, затем наблюдается обратное соотношение.
Достаточно интенсивно протекает развитие стопы, которая
состоит, в основном, из хрящевой ткани. Под влиянием механических воздействий
стопа ребенка может легко деформироваться. Пользование обувью, не соответствующей
анатомо-физиологическим особенностям стопы, неадекватные физические нагрузки
могут явиться причиной плоскостопия.
Мелкие мышцы кисти еще недостаточно развиты. В сочетании с
неполным окостенением костей запястья это создает трудности во время обучения
детей письму: быстро устают пальцы, появляется напряжение в мышцах кисти,
предплечья, что отражается на почерке.
Недостаточно развиты глазодвигателыные мышцы,
обеспечивающие движения глазного яблока. Такие проблемы у младших школьников,
как "перескакивание" с одной строки на другую, через буквы, слоги и
слова, часто связаны с тем, что движения глазных яблок у этих детей отмечаются
в 10 раз чаще, чем у более старших.
Сердечно-сосудистая
и дыхательная системы также находятся в процессе дальнейшего развития.
Не завершено развитие мышечных волокон сердца и его
собственной сосудистой сети.
Наблюдается высокая интенсивность кровотока при низком
уровне артериального давления.
При постепенном увеличении физической нагрузки
сердечно-сосудистая система успевает к ней адаптироваться, однако при
воздействии чрезмерных нагрузок и частом их повторении могут возникать
различные патологические явления как в самой сердечной мышце, так и в клапанах
сердца или в сосудах.
Особенности развития мышц и тканей сердца и легких создают
благоприятную почву для развития различных инфекций.
Интенсивно растет и формируется бронхо-легочный аппарат.
Ограничена амплитуда движения ребер, межреберные мышцы
развиты относительно слабо.
Характерна небольшая глубина дыхания, частый и не очень
стабильный его ритм.
Легко возбудим дыхательный центр, что почти всегда вызывает
значительное учащение дыхания даже при легком психическом возбуждении,
незначительном физическом напряжении и т. д.
Высшая нервная
деятельность детей
младшего школьного возраста очень неустойчива. Процессы возбуждения преобладают
над процессами торможения, во время урока дети не могут долго концентрировать
внимание и осмысливать свою деятельность. Они могут просто встать и заявить,
что устали и хотят играть. Поэтому учебные занятия должны строиться с учетом
психофизиологических особенностей младших школьников.
К моменту
поступления в школу дети способны:
-
осознавать свое поведение в обществе ровесников и взрослых,
общаться, проявлять интерес к другим людям;
-
выполнять основные правила этикета в быту и во время игры;
-
управлять своим поведением, знать границы дозволенного, выполнять
требования взрослых;
-
проявлять интерес к новым знаниям;
-
наглядно-образно и действенно-образно мыслить;
-
владеть достаточным словарным запасом;
-
правильно произносить все звуки;
-
различать геометрические фигуры, классифицировать фигуры по форме,
цвету, размеру, выделять их в предметах окружающего мира;
-
срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, буквы, цифры;
-
различать и воспроизводить несложные рисунки, выполнять
ритмические движения;
-
не отвлекаясь заниматься однотипной деятельностью не более 10 — 12
минут;
-
переключаться на разные виды деятельности не более 3 раз в течение
урока;
-
некоторое время сосредоточиваться на одном предмете, одном
задании. Эта способность к непродолжительной сосредоточенной деятельности
является начальной формой произвольного внимания, управление которым развито
еще очень слабо;
-
запоминать определенный объем информации (при этом преобладает
непроизвольное запоминание). Объем памяти возрастает при активной эмоциональной
подаче информации, осознанном восприятии и запоминании;
-
эмоционально реагировать на неуспехи и неудачи в своей
деятельности;
-
остро чувствовать характер отношения взрослых (особенно учителя) к
себе;
-
эмоционально, иногда неадекватно реагировать на замечания учителя,
критику своей деятельности (маленькие школьники чаще заинтересованы не
содержанием предмета и способом его преподавания, а своими успехами в нем: они
с большим желанием занимаются тем, что у них лучше получается). Учитывая это,
любой предмет можно сделать интересным для каждого ученика, если создать для
него на уроке ситуацию успеха.
Вместе с тем, перечисленное не обязательно для всех детей
является необходимой нормой. Каждый ребенок индивидуален, имеет свои темпы
биологического развития. На его развитие влияют как внешние (социокультурные,
экологические, педагогические), так и внутренние (генетические, биологические,
физические и т. п.) факторы. Если они неблагоприятны, то развитие ребенка
замедляется или нарушается. Любой специалист учреждения образования должен
хорошо знать эти условия и понимать, какое влияние они могут оказать на
ребенка.
|