Наиболее
распространенные причины недостаточного внимания школьника:
Синдром дефицита внимания с
гиперактивностью. Дети, имеющие
подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью,
импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью.
Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко
обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения
лишь усугубляет их проблемы. От родителей таких детей требуется предельное
терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять
свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и
психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в
специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.
Хронические соматические заболевания,
болезненность ребенка. Дети, имеющие
слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью.
Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением
организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании
нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий,
уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут
иметь неплохое внимание.
Индивидуальные особенности нервной
системы. Свойства высшей нервной
деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и
подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо
переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой
более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание.
Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в
развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке:
навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.
Переутомление и перегрузки. Жизнь современного ребенка наполнена множеством
обязанностей. Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками
собственно учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков,
секций, студий и пр. (при этом далеко не все из них ребенок посещает по
собственному желанию). Нередко график функционирования школьника расписан с
утра до вечера столь плотно, что ученик едва-едва успевает подготовить домашнее
задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети
плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки
неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и
рассеянности детей.
Возрастные ограничения в развитии
внимания. Внимание детей младшего
школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных
особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте
действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо
распределяемо и неустойчиво. Причина этого — недостаточная зрелость
нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за
выполнением деятельности. Не найти,
пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не
встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности». На протяжении
обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные
изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2
раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются
навыки переключения и распределения.
К
9–10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно
заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является
наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка.
Недостаточная мотивация выполнения
деятельности. Хорошо известно, что
даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и
сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. И если бы
детям можно было делать только то, что им нравится, взрослым бы не приходилось
волноваться о развитии детского внимания. Как правило, речь о невнимательности
детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то
малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого.
(По
материалам статьи "Поможем ребенку
сосредоточиться" )
http://psy.1september.ru/article_ext.php?dir=2002/18/&file=12.htm