Эффективные приемы общения взрослого и
ребенка.
1. Общий принцип: безусловно принимать ребёнка – это значит любить его не за то, что
он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т.д., а просто так, просто
за то, что он есть! Безоценочное принятие.
2. Закономерность: чем больше ребёнка ругают, тем хуже
он становится.
3. Надо уметь активно слушать ребёнка.
Это значит «возвращать» ему в беседе то, что он Вам поведал, при этом обозначив
его чувство. Это путь установления лучшего
контакта с ребёнком, способ показать, что Вы безусловно его принимаете со
всеми его отказами, бедами, переживаниями.
4. Общаясь, обязательно повернитесь к ребёнку лицом; очень
важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.
5. Если ребёнок расстроен и огорчён, не
следует в беседе задавать ему вопрос. Желательно, чтобы ответы звучали в
утвердительной форме, так как фраза оформленная как вопрос не отражает сочувствие, понимание (например,
ученик с мрачным видом: «Не буду с другими дежурить». Учитель: «Ты на них
обиделся». Неправильная реплика: «Ты что на них обиделся?», «А что случилось?»).
6. Важно в беседе «держать паузу». Не забивайте время
своими соображениями и замечаниями. После каждой Вашей реплики лучше
всего помолчать. Пауза помогает ребёнку разобраться в своём переживании. Если
глаза ребёнка смотрят не на Вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то
продолжайте молчать: в нём происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя
работа. Помолчать хорошо и после ответа ребёнка – может быть, он что-то
добавит;
7. Если ребёнок вызывает у Вас своим
поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. При этом, говорите от первого лица, т.е. сообщите о себе,
о своём переживании, а не о нём и его поведении (например, «Ну что у тебя за
вид!». Лучше сказать: « Я не люблю, когда дети ходят растрёпанными, и мне
стыдно от взглядов других учеников»).
8. Помните, агрессия ребенка – результат
невысказанной боли и обиды.
9. Каждым обращением к ребенку – словом,
делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем
ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто – в основном
о нем.
10.
Положительное
отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет
и даже борется за него. Он ждет от нас подтверждений того, что он – хороший, что его любят, что он может справляться с посильными делами. Это базисные
стремления ребенка и вообще человека.
11.
Образ
себя у маленького ребенка строится извне; рано или поздно он начинает видеть
себя таким, каким видят его другие.
12.
Если
у ребенка что-то не получается – не критикуйте, не поправляйте его.
Проявите искренний интерес к его делу, и почувствуете, как усилится взаимное
уважение и принятие друг друга, так необходимые и вам, и ему.
|